nechaman: (Default)
[personal profile] nechaman
В 1923 году, рав Меир Шапиро из Люблина высказал сумасшедшую идею: "Давайте, ребята, - сказал он на конгрессе Агудат Исраель в Польше: начнем все вместе учить Талмуд по одному листу в день. Как раз за семь с половиной лет закончим" (Листов там, как говорят 2,711, сама я не проверяла, хотя это и не сложно). Надо сказать, что большая часть раввинов отнеслась к этому скептически: "Ага, вот прям, все евреи мира сговорятся на том, чтобы в один день учить один и тот же лист Талмуда... " Действительно идея была фантастической, но, как ни странно реализовалась. Уже 12 раз с тех пор был коллективно в тысячах мест одновременно прочитан Талмуд от начала и до конца. И сейчас как раз мы в середине тринадцатого раза. Конечно, изучение Талмуда в таком темпе обычно не позволяет углубляться в основы различных концепций, прочесть все, накопившиеся более, чем за тысячу лет комментарии и т.д. Но, тем не менее, дает некоторое поверхностное образование. Которое мне, например, позволяет с уверенностью возразить на заявление "В Талмуде написано..." - что нигде в Талмуде такого не написано. Впрочем, любой образованный человек ссылаясь на Талмуд обычно указывает трактат и страницу. И сами по себе заявления "В Талмуде написано", "Древняя китайская мудрость говорит" и "Британские ученые доказали" - сразу вызывают подозрения. Но иногда еще позволяет делать умный вид в разговорах, когда говорят о разных принципах таких как "можно ли подарить или продать того, что еще нет на свете" или "несет ли человек ответственность за ненамеренное" и т.д.

Сегодня мы закончили читать трактат Бава Батра. Он в большой части своей посвящен финансовым вопросам их решениям и предотвращению ущерба или надувательства. На одной из последних страниц приведен закон от имени раби Шимона бен Нанаса. Не буду рассказывать какой закон, иначе всех непричастных совершенно запутаю. И далее сказано: "Кто хочет поумнеть, пусть занимается финансовыми законами, и нет области большей в Торе, а эта - как постоянно бьющий ключом источник. А каждый, кто хочет заниматься финансовыми законами, пусть учится у раби Шимона бен Нанаса...". А на следующем листе, Талмуд так походя замечает, что закон не следует по мнению бен Нанаса. И пойди разберись, что тебе хотели сказать?
Да что там бен Нанас, который в Талмуде может десяток раз всего упоминается, и даже Википедия про него не пишет. Про одного из важнейших учителей Мишны, раби Меира написано, что его понимание было так глубоко, что никто из мудрецов не мог постичь его. Поэтому и законы, часто не выводят из подхода раби Меира.

Тут, наверное, должна быть мораль, но я ее не буду придумывать. Иногда бывает так, а иногда наоборот, так что однозначного решения почему закон не идет за самыми умными нет, я думаю.
А еще я, возможно, напишу про свои мысли о законах наследования, которых много в этом трактате, а может и не решусь.
nechaman: (Default)
[personal profile] nechaman
Муж мой ПП, он еврей, стало быть читает все что написано. Обнаружила у него на столе книгу о Делай Ламе. Ну, как водится у меня с книгами, открыла где попало. Там объясняют, чем человек отличается от животного. Получается, что чисто количественно. Больше языковых возможностей, больше сострадания к ближнему, малость умнее, способны к рациональном мышлению и т.д.
А вы как считаете, что главное отличает человека от других животных?
nechaman: (Default)
[personal profile] nechaman
В детективах очень часто людей отключают стукнув по голове. Меня всегда это удивляло.
Голова она такая, как мне кажется, что даже получив сильный удар не обязательно отрубается. А, с другой стороны, если стукнуть сильнее - можно же и отрубить насовсем, проломив голову, скажем.
А в литературе предполагают, что сильный удар по голове почти однозначно человека заставляет потерять сознание. У меня лично, и у моих детей был опыт сотрясений мозга. Это, когда ты чувствуешь себя хреново после удара, потом тошнит несколько дней и все такое. Но сознание никто при этом не терял. А тут люди сознание теряют, потом очухиваются и двигают дальше, а не валяются в постели с приставленным тазиком.

Может быть это условность жанра?

Profile

prickly: (Default)
prickly

December 2011

S M T W T F S
    123
45678910
11 121314151617
18 192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 27th, 2017 00:30
Powered by Dreamwidth Studios